?

Log in

Previous Entry | Next Entry

ЧТО ТАКОЕ АРГЕНТИНСКОЕ ТАНГО?

(текст предназначен для людей которые НЕ танцуют, поэтому некоторые моменты намеренно упрощены)

Занимаясь несколько лет аргентинским танго, я время от времени рассказываю знакомым, что это за такое странное занятие и в чём его смысл. В конце концов было решено, что проще и правильнее один раз об этом написать.

Часто люди если и имеют какое-либо представление о танго, получили его из телевизора. Поэтому два важных момента стоит отметить сразу:

1) Обычное танго (бальное) - совершенно другой танец с другой идеей. Просто похожи названия.
2) То, что по телевизору иногда показывают под названием "аргентинское танго" в различных шоу программах и большинстве фильмов - как правило, просто повторение нескольких заученных движений и красивых поз, т.е. опять же - речь о другом.

Так как эти два момента слушатели часто пропускают мимо ушей, скажу иначе - для людей с танцами не связанных, правильнее будет сначала считать, что аргентинское танго - не танец. С таких позиций будет проще понять идею и возникнет меньше путаницы.

Теперь о самой идее. Говоря коротко, она заключается во взаимодействии мужчины и женщины (партнёра и партнёрши), которое передаётся через объятие (если говорить более точно - через руки, а часто также и напрямую,  если тела соприкасаются).

Партнёр полностью управляет партнёршей, которая внимательно "прислушивается" к ощущениям и следует им не задумываясь, с "выключенным мозгом". (В этом месте обычно думают, что таким занимаются только женщины, которым нравится подчиняться. В действительности очень часто всё наоборот).

В примитивном случае партнёр ведёт партнёршу на шаги или повороты, в более сложном - практически на любые движения любой её частью тела, в том числе на движения мелкие и незаметные со стороны.
Важно, что это не односторонний процесс - партнёр непрерывно отслеживает реакцию партнёрши на свои действия (т.е. в одно и то же время ведёт её и следует за ней).

Сам процесс этого "ведения" - не толчки руками в нужном направлении. Информация лишь передаётся через руки, но её источник - движение корпуса партнёра (точнее, партнёрша реагирует на изменения внутри его тела). Естественно, в реальности это всё воспринимается не как "сигналы", а очень абстрактно. У партнёрши возникает ощущение, как будто она движется под воздействием чего-то нематериального. Соответственно и партнёр ощущает скорее то, как "устроена" партнёрша внутри и танцует именно с этим ощущением. Всё это очень приятно, о чём ещё будет сказано ниже.

Поверх этой базы уже происходит танец, обычно под достаточно специфическую музыку первой половины XX века (её интереснее и удобнее обыгрывать, чем современную).

Хотя в теории можно делать всё, что угодно и никаких фигур или последовательностей знать не нужно, на практике всё же есть более или менее простые, удобные или соответствующие музыке движения, так что смотря со стороны, аргентинское танго узнать довольно легко.

Принципы ведения - универсальны. Хорошо танцующие люди с разных концов земного шара, встретившись на танцполе впервые в жизни и сделав пару-тройку шагов (во время которых происходит "подстройка" друг к другу) могут сразу танцевать легко и с удовольствием. В этом, собственно, состоит социальность аргентинского танго - танцуют все со всеми (с кем нравится и получается, конечно).

Здесь стоит заметить, что для посторонних смотреть на всё это совершенно неинтересно. Хотя бывает, что некоторые танцуют "на публику", как правило люди всё же танцуют ради ощущений. В экстремальных случаях такой танец может быть не виден вообще (грубо говоря - двое стоят обнявшись и иногда делают куда-нибудь шаг).

Распространению аргентинского танго очень способствовал тот факт, что всё вышеописанное - довольно естественно для человека (точнее, его тела). Правда, этой естественности очень трудно добиться.

Чтобы качественно принимать и (особенно!) передавать информацию, а также создавать правильное ощущение в паре, люди учатся годами, а порой и десятилетиями, причём далеко не всегда успешно. Хотя никакой спортивной или танцевальной подготовки для этого не нужно, не существует общего формального подхода к обучению. Как правило, хорошо танцующие совершенно не понимают, как они это делают и (если они преподаватели) учат соответственно. Кроме того, очень серьезным препятствием становятся чисто психологические моменты.

До сих пор речь шла больше о технических аспектах. Теперь немного о том, почему люди годами этим занимаются, и почему танец оброс мощной субкультурой (далеко не только в Аргентине).

Выше было сказано, что ощущение от взаимодействия - очень приятное. Это - сильное преуменьшение. При некоторых обстоятельствах возникает специфическое и очень сильное ощущение единства, полного взаимопонимания, взаимного доверия, известное также как "танго-секс".
На эту тему есть довольно удачная шутка: "чтобы понять, стоит ли с ним/с ней танцевать, нужно сначала переспать".

Сила, повторяемость и стабильность ощущения напрямую зависит от опыта и умения. Другими словами, такому можно научиться. Это не стало бы стимулом, если бы новички не смогли почувствовать, ради чего париться. Однако, опытный партнёр или партнёрша при желании может такое ощущение создать в одностороннем порядке - для почти не умеющего танцевать (некоторые делают это интуитивно, другие вполне осмысленно).
Соответственно, попробовав один или несколько раз, человек хочет повторения, причём желательно подольше и поярче. В старые времена, за такого рода навыки вполне обоснованно сжигали бы на костре (да и вообще, в этом танце можно реализоваться в большинстве из семи смертных грехов, как будет ясно из сказанного ниже).

Однако, сейчас уже XXI век, так что обычно не сжигают. Явление лишь слегка облагородили - небольшой налёт романтики, выборочно позаимствованные у аргентинцев традиции, несколько правил...

В сочетании со всякими психологическими и социальными факторами можно сказать, что всё это - экологически чистый наркотик, по-видимому значительно более мощный чем, например, увлечения экстремальными видами спорта. Конечно, с соответствующими побочными эффектами в виде настоящей ломки.

Танцуют аргентинское танго совершенно разные люди. Нередко бывает так, что мужчина и женщина получающие в паре на танцполе огромное удовольствие, в жизни друг на друга даже не посмотрели бы, или по другим причинам не могут быть вместе (характер, мужья, жёны, семеро по лавкам и пр.). А привязанность, естественно, возникает - и психологически и физиологически.
Кто давно танцует, хорошо понимает эти моменты и каждый находит свои способы держать дистанцию. На психике такие вещи, конечно, не могут не сказываться. Учитывая, что это всё происходит попеременно в разных парах годами, взаимоотношения в  сообществе носят крайне странный характер, хотя заметно это далеко не сразу. Одна партнёрша метко назвала такое явление "шведской семьёй". Я бы ещё добавил "постоянно находящейся на грани развода".
Пришедшие новички, впервые поймав приятное ощущение, строят иллюзии относительно отношений. С приобретением опыта эти иллюзии чаще всего разрушаются.
Всё это похоже на копию большой жизни, только очень сильно сжатой во времени и сконцентрированной внутри не такой уж большой группы людей (в Санкт-Петербурге число регулярно танцующих  - сотня-другая человек).

Сказанное объясняет, почему организация соревнований, обычных для многих других видов танца, танго сообществом воспринимается как очень странное и непонятное явление - ведь там оцениваются (и, соответственно, поощряются) видимые глазом факторы, слабо связанные с ощущениями танцующих.
До конкурсов же, где судьи-партнёрши с завязанными глазами по очереди танцевали бы с претендентом на медаль (и наоборот) мы ещё недостаточно циничны.

Как явление, тем не менее, существуют шоу - и для обычных людей и для тех, кто "в теме". Часто бывает, что пары танцующие шоу для публики на пустом, без помех, танцполе, хорошо танцуют и социальное аргентинское танго - ради удовольствия, на ограниченном пространстве, среди других пар.

Помимо понятного тщеславия, за качественное шоу платят деньги (главным образом, конечно, аргентинцам). В последние годы, с ростом числа танцующих и желающих научиться, вокруг аргентинского танго начал развиваться бизнес. Сложность танца в принципе не позволяет обучать ему быстро (особенно партнёров), а танцевать хотят многие и немедленно. В результате, учат все, кому нужны деньги или просто хочется учить. Научиться имитировать танец, принимая красивые позы и совершая красивые движения - значительно проще, чем танцевать друг для друга. Для демонстрации знакомым этого вполне достаточно - в принципе, человек может даже никогда не понять, чему его научили и искренне удивляться, сталкиваясь с непониманием со стороны других танцующих.

Один знакомый, которому были изложены все эти мысли (конечно, в менее литературном виде) заметил, что рассказ звучит как реклама. Это забавно, учитывая, что подрузамевалось как раз обратное...

В качестве иллюстрации к тексту приведу две ссылки:

http://www.youtube.com/watch?v=y4cT93I9NrE - это шоу, т.е. пара танцует для зрителей. Однако, в данном случае ничего специально для зрителей не делается - для себя они, вероятно, танцевали бы похожим образом.
http://www.youtube.com/watch?v=jQvoAFdJ7AY - здесь танцует сразу несколько пар на ограниченном пространстве, для собственного удовольствия. Вокруг сидят не зрители, а такие же танцующие люди, просто они не танцуют в данный момент.

Автор: Пётр Соболев

Ссылка на заметку:http://cr-it.livejournal.com/24339.html

(первоначально заметка была опубликована мной в Facebook и ВКонтакте:
http://vkontakte.ru/note711677_11476009
http://www.facebook.com/notes/peter-sobolev/%D1%87%D1%82%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%BE/271845112859250 )


Tags:

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
i_reader
Nov. 9th, 2011 09:21 pm (UTC)
Прошу прощения, у Вас во второй youtube ссылке href такой же, как в первой, и это очень меняет впечатление от сказанного ;)
cr_it
Nov. 9th, 2011 10:28 pm (UTC)
Исправил, спасибо!
fleur_lj
Nov. 10th, 2011 03:40 pm (UTC)
спасибо, здорово написано )
и да, действительно похоже на рекламу - целевую, с объяснением не только прелестей продукта, но и связанных с ним трудных моментов.
Maria Eliseeva
Nov. 11th, 2011 09:55 pm (UTC)
Написано по-мужски лаконично, и при этом все правда:)
Будучи тангерой со стажем, могу подписаться практически под каждой фразой.
Захватывающего вам танго! Глядишь, может когда-нибудь и потанцуем:)) было бы интересно!
С уважением,
Мария
livejournal
Jul. 18th, 2013 11:23 am (UTC)
Что такое аргентинское танго?
User gioviale referenced to your post from Что такое аргентинское танго? saying: [...] Оригинал взят у в Что такое аргентинское танго? [...]
vilonix
Jan. 5th, 2014 02:27 pm (UTC)

Уважаемый Петр, вы очень хорошо и доступно все описали, мало кому удавалось сделать это настолько удачно.

Я бы хотел дополнительно отметить несколько моментов.

  1. описанное свойственно не только аргентинскому танго. Тот же смысл в любых парных танцах, которые люди танцуют не профессионально, а после работы для удовольствия: хастл, сальса, WCS, буги-вуги, бальбоа, etc. Можно выбрать любой танец, - это вопрос вкуса и темперамента, и, конечно, наличия и открытости танцевального сообщества в месте, где вы живете.

    Более того, есть такая полупрофессиональная практика, контактная импровизация, в которой хореография восходит к джаз-модерну, а смысловое наполнение состоит в том же ведении и следовании, что и в парных танцах. Смотрится это умопомрачительно, ведение любой частью тела, и там вообще нет музыки или ритма, - партнеры полностью сосредоточены друг на друге.

  2. при неплохом уровне танцевания, развитой чувствительности, определенной станцованности и страстности партнеров, переживание танца бывает настолько ярким, что это зачастую круче секса. Как с наркотиками, да...

  3. хотя парный танец и "внутренняя" практика, наблюдение за танцем пар, мастерство которых очевидно, - важнейший элемент танц-культуры. Если бы вы не могли видеть другие танцующие пары, вы бы вряд ли настолько уж стремились на танцевальные вечеринки. И да, здесь определенно есть параллели и с подглядыванием за сексом, и с групповухой, прости господи.

  4. соревнования действительно обычны для многих видов танца. Однако они не являются внутренней потребностью людей, танцующих для удовольствия. Как правило, соревнования устраиваются и продвигаются инструкторами и владельцами танцевальных площадок для поддержания интереса новичков, к-рые, собственно, и приносят им максимальный доход. Еще обязательно найдутся люди, к-рые таким образом (участием в соревнованиях) пытаются удовлетворить свои личные амбиции. Танцевать с ними на обычных вечеринках, как правило, неинтересно.

  5. распределение ролей, мужчина - ведущий, женщина - ведомая, отнюдь не фиксировано. Это условность, удобная для вечеринок, где много незнакомых людей. Пробуйте наоборот. Это даст вам неоценимый опыт.
cr
Jan. 5th, 2014 02:57 pm (UTC)
1.В танготусовке довольно много людей, которые пришли из других танцев или (что намного реже) - совмещают. Из КИ, в т.ч.
Могу сказать, что те из них, кто в а.т. дошли до уровня хорошего танцевания (имеется ввиду, их на милонгах с удовольствием приглашают лучшие партнёры или на их приглашения с удовольствием соглашаются лучшие партнёрши) - ни в какое сравнение не ставят а.т. и другие танцы.
Те, кто а.т. танцуют плохо - да, те действительно могут не ощущать принципиальной разницы. Убедить в этом словами затруднительно - лучше просто посмотреть на состояние партнёрш во-время/после хорошего танца.

...

4.Коммерческая составляющая соревнований - это да, понятное дело. Но дело в том, что люди занимающиеся, к примеру, СБТ - сами воспринимают это как спорт. Довольно много слышал их разговоров и оценок - это принципиально другой взгляд на танец.

5.Это не условность, а условие для получения настоящего удовольствия. С точки зрения практики - да, это является нормальным, когда мужчина танцует за партнёршу (а для тех, кто серьезно учится - просто необходимым). Но танцевание в ээ.. нестандартных парах на милонгах - редкое исключение (из-за нехватки партнёров, из-за нетрадиционной ориентации некоторых участников, в шутку и т.п).


Во всём этом стандартная проблема - невозможно словами убедить в таких вещах. Я больше скажу - есть много людей танцующих а.т. годами и ни разу, судя по всему, не испытывавших ощущения о которых идёт речь (и/или не умеющих его создать для партнёра/партнёрши). Т.е. даже таким, вроде бы имеющим прямое отношение к а.т. людям никак не объяснить, о чём идёт речь. Они видят, в какое состояние впадают некоторые танцующие на милонгах, видят специфические реакции партнёрш на некоторых партнёров, пытаются как-то это для себя объяснить, но безуспешно. Т.к. представить это никак нельзя, если сам не почувствовал.
vilonix
Jan. 6th, 2014 12:12 pm (UTC)
1. Любопытно узнать, что есть переходы из КИ в а.т. Продолжаю придерживаться мнения, что эти люди просто нашли вариант, лучше подходящий под их темперамент / психотип, но, если будет возможность, попробую а.т.
...
4. Меня задело противопоставление а.т. другим парным танцам в вопросе отношения к соревнованиям. Собственно спортивных танцев, кроме СБТ, да, пожалуй, рок-н-ролла, я и не знаю. Ну, может, ещё сальса, где-нибудь за океаном. Но мы говорим не о них, а об изрядном кол-ве остальных танцевальных сообществ, возникших для получения удовольствия от танца. Так же, как и для а.т., соревнования для них не являются частью танц-культуры. Искусственно поддерживаемый инфраструктурный механизм, решающий чисто утилитарные задачи. Как я понял из вашего поста, он используется и в а.т.

Кстати, я не считаю проблемой, что часть танцующих людей не испытывала ощущений, о которых вы пишете. Вы как вода и масло в одном сосуде, - рядом, но не смешиваетесь.
cr
Jan. 6th, 2014 01:49 pm (UTC)
1.
> но, если будет возможность, попробую а.т.
Я бы не советовал в это ввязываться. Искренне говорю (всем). Ну т.е. это не та вещь, которую можно "просто попробовать". Или которой можно "иногда заниматься". Соответственно, либо вообще не поймешь что это такое, либо увязнешь "по уши". Средний вариант очень сложно представить.

4. механизм - да, есть и в а.т. Только танготусовка (конечно, кроме тех людей которые в него напрямую вовлечены) к этому механизму уж очень негативно относится. Крайне негативно. Если не сказать больше.
Да, я понимаю что не во всех танцах соревнования играют важную роль. Допустим, танцующие сальсу с точки зрения отношения к танцеванию более или менее понимают танцующих а.т. (и наоборот). Но даже в этом случае разница огромна - дело ведь не только в отношении к соревнованиям.

> Кстати, я не считаю проблемой, что часть танцующих
> людей не испытывала ощущений, о которых вы пишете.

Ну это смотря что считать проблемой.. Допустим, если партнёра (партнёршу) в упор не видят те, с кем другие получают удовольствие - это для них очень даже реальная проблема. Что несложно заметить. Тут ведь ещё помимо контакта и прочего есть очень существенный момент взаимоотношений м-ж. Т.е. отказ (в любой форме, по любой причине) людей задевает как мужчин и как женщин. А а.т. не случайно, скажем, женщины не могут приглашать. Это не формальный запрет (никто ведь не наказывает за это, на некоторых милонгах даже безуспешно пытались устраивать "белые танды").
На мой взгляд, очень показательный фактор - насколько я знаю, в других танцах ничего такого нет. Люди из той же сальсы по этому поводу удивлялись неоднократно.
( 9 comments — Leave a comment )